Историческая справка

Главная / Наш край Большая Ижора / Историческая справка 

     Часть 1.

     Большая Ижора расположена в одном из красивейших мест Ленинградской области, в 12 километрах от районного центра города Ломоносов.
     В прошлом большое церковное село Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1939 года было преобразована в рабочий поселок. В состав поселка кроме села вошли деревня Сагомилье, Верхний и Приморский хутора, а также группа домов вдоль дороги.
     Уже к концу 19 столетия Большая Ижора получила известность как благоприятная и красивая по природным условиям дачная местность. Сосновый лес, близость залива, морской воздух, мелководная прибрежная полоса, чистый песчаный берег с высокими мелкопесчаными дюнами – всё это обуславливало хорошие условия летнего отдыха: купание, солнечные ванны и дорогу к ним. Если к этому добавить обилие грибов и ягод, а также удобное природное сообщение, то все это вместе взятое придавало специфический уклон экономическому развитию и занятости населения.
     В Большой Ижоре уже в 1890-е годы летом отдыхали видные ученые – любители природы из Петербурга. В их числе хирург Военно-медицинской академии профессор Иван Эдуардович Гаген - Торн, профессор Военно-медицинской академии зоолог Николай Александрович Холодковский профессор естествознания орнитолог Валентин Львович Бианки – отец выдающегося детского писателя виталлия Валентиновича Бианки и другие известные в Петербурге и стране люди. 
     В первое десятилетие XX века здесь образовался большой благоустроенный дачный поселок, получивший название Приморский хутор, где проводили лето состоятельные люди из Кронштадта и Петербурга. В районе Большой Ижоры в прибрежном сосновом бору ежегодно до первой мировой войны стояли палатки летних лагерей воинских подразделений царской армии.
    В годы советской власти район Большой Ижоры становится местом отдыха широких масс трудящихся из больших городов. Впервые после тяжелых лет гражданской войны, в 1922 году, на дачах Приморского хутора проводят свое пионерское лето дети рабочих из города Кронштадта. Ещё до Великой отечественной войны в летние месяцы начали действовать детские оздоровительные учреждения – пионерские лагеря, детские сады, проводят свой летний отдых семьи рабочих и служащих из ближайших городов. Здесь же, в Большой Ижоре, на даче кандидата исторических наук Нины Ивановны Гаген - Торн в 1930 году существовал своеобразный писательский пост. Собирались известные советские писатели: Николай Семенович Тихонов, Ольга Дмитриевна Форш, Михаил Леонидович Слонимский, Николай Николаевич Никитин и Илья Александрович Груздев.
    После Великой отечественной войны поселок становится по – настоящему местом массового отдыха трудящихся. Здесь строятся дачные домики, и прочно обосновались сотни садоводов – любителей из Ленинграда, Кронштадта, и Ломоносова. Большая Ижора привлекает и людей, занимающихся разными видами спорта. В свое время ежегодно проводились межобластные мотогонки по пересеченной местности. Леса, богатые грибами и ягодами, в летние месяцы радуют любителей тихой охоты. Не уменьшается многолюдье в наших краях и зимой. Не только за счет любителей лыжных походов по живописным местам, но и, главным образом, за счет рыбаков – любителей подледного лова.
     А теперь вернемся к истокам – “откуда пошла есть Большая Ижора ”. У поселка интересная и богатая история, он возник, как повествуют предания в XV веке. Это было небольшое поселение племени ижора, которое обосновалось на прибрежной возвышенности южного берега Финского залива по обоим берегам Черной речки (на ижорском языке Сапой Йожи). Ижора или ингры – народы прибалтийско – финских племён карельского происхождения, населявшие наряду со славянами Водскую пятину Великого Новгорода. Ижорский язык имеет много общего с карельским. Переселение ижоры на новгородскую землю относится к XI – XII векам. Д. В. Вубрих в своей книге “Происхождение Карельского народа ” (Петрозаводск, 1947г.) пишет: “Первые сведения о племени карола встречаются в исторических документах 800-х годов. Позже корела как название племени употребляется в русских источниках. В 1100-х годах корела разделилось на пять равных групп. Одна из них основалась на побережьях Невы и реки Ижора. Эта группа получила название ижоры или ингрикот. Многие употребляемые ижорами термины закрепились в географических названиях Ленинградской области. Сама территория, заселенная ижорой, получила название Ижорская земля или Ингрия. При Петре 1 она вошла в Ингерманландскую губернию, переименованную в 1719 году в Санкт – Петербургскую.
     В начале XVIII века, после освобождения Петром от шведского владычества русских земель на южном берегу Финского залива, для заселения края, где не хватало рабочих рук, по приказу царя на берег Финского залива переселились крестьянские семьи из центральных губерний России. В то же время, к поселению ижоры на левом берегу Чёрной речки присоединились и переселённые из центральных губерний семь крестьянских семей.
     Новоселы вначале обосновались отдельными поселениями несколько западнее от ижор. Они принесли с собой свою более высокую культуру земледелия. Ижоры же занимались в основном рыболовством и охотой. Со временем переселенцы сроднились и смешались с племенем ижора, обосновали вдоль левого берега реки единую деревню, получившую название Большая Ижора. За прежним местом сохранилось ижорское название Ванхат сиат, то есть старые места. Ижоры приняли от переселенцев и православную веру, а переселенцы, сроднившись с племенем ижора, освоили их разговорный язык, знание которого старшее поколение коренного населения Большой Ижоры сохранило до настоящего времени.
      С постройкой в начале 19 века первой деревянной церкви Большая Ижора становится центром большого, довольно богатого, церковного прихода, охватившего более десяти деревень. В него входили деревни Пеники, Малая Ижора, Малое Коновалово, Новая Красная Горка и другие, в том числе и Лоцманское селение в Лебяжье, где своей церкви ещё не было.
      Несколько своеобразную историю имеет другая часть поселения племени ижора, обосновавшееся на правом берегу Черной речки и получившая название Сагомилье. В отличие от Большой Ижоры, где жители, сроднившись с переселенцами из центральных губерний России, получили по церковным записям русские фамилии: Петровы, Степановы, Ефимовы, Борисовы, Звонковы и так далее, население этой части племени ижора уже при образовании деревни Сагомилье имело общую фамилию Карху. Существует предание, что кличку Кархут (в переводе с ижорского медведь) носили жители поселения ижоров на правом берегу речки, так как занимались охотой, а при крещении в лютеранство, которое насильно проводили шведские власти, занимая земли южного побережья Финского залива, эта кличка стала общей фамилией всего тогдашнего поселения. Эту редкую для Ленинградской области фамилию Карху в 1870 году носила вся деревня Сагомилье, то есть 27 крестьянских семей, хотя они не были в родстве между собой. Наименование Сагомилье деревня получила позднее из-за мельницы, которая появилась в начале 19 века на Черной речке и имела пилораму. Отсюда и название деревни – Сагомилье. В переводе с финского сагамюллю – пила и мельница.
      Несмотря на сложившееся различие в вероисповедании, обе деревни жили очень дружно. Некоторые семьи находились в близких родственных связях. В условиях общинного землепользования совместно решались и главные вопросы крестьянской жизни. Они сообща справляли все многочисленные праздники. Дети крестьян ходили в одну русскую церковно – приходскую школу, существовавшую с середины 18 века, пока в деревне Дубки в 1913 году не была построена школа. Веками складывавшиеся местные географические термины и общие этнографические особенности обеих деревень дают основание для того, чтобы прошлое обеих деревень рассматривать в единстве. Само поселение племени ижора существовало издавна. Его с полным правом можно считать одним из старейших в прибрежной полосе нынешнего Ломоносовского района.
      Ижоры имели свою географическую терминологию. Основанный в 1703 году на острове Котлин город Кронштадт, называли не иначе как Саар, то есть Остров. Город Ораниенбаум, основанный в 1710 году – Кааростой. Это название, вероятно, возникло из-за ранее существовавшего здесь поселения у реки Каарос (извилистой реки). Еще в 1900 году люди говорили: ”Я иду в Сааре” или “в Каарос”, имея в виду город на острове Кронштадт или город на речке Ораниенбаум. Вокруг Большой Ижоры были лесные покосы, ныне частично заросшие лесом. Они когда - то были распределены между существовавшими общинами ближайших деревень. До сих пор сохранились названия этих покосов, данные когда-то ижорой: Киимо саар, Пи итиля, Рауда хааре, Мязя ярви, Сюрьяж ал и другие. Эти названия дают возможность предположить, чем занималось население. Например, Киимо саар. Киимо в переводе – течка у животных, а саар – остров. Напрашивается вывод, что название дали ижоры - охотники. Здесь на огромном лугу, как на острове, окруженном со всех сторон дремучим лесом, собирались звери во время гона – брачного периода”.

 

Продолжение...